Новый порядок проведения оценки имущества, вступивший в действие с 1 ноября 2013 г., по утверждению чиновников Фонда госимущества и отдельных министров, призван увеличить поступления в бюджет Украины. Но ни в одном документе, ни в одном интервью, ни в одном официальном источнике не приводится ни одной цифры, характеризующей прогноз увеличения поступлений в бюджет. Получается, что реформирование сферы деятельности, оказывающей влияние на доходную часть бюджета страны, проводится без экономического обоснования.
Новый порядок проведения оценки имущества, вступивший в действие с 1 ноября 2013 г., по утверждению чиновников Фонда госимущества и отдельных министров, призван увеличить поступления в бюджет Украины. Но ни в одном документе, ни в одном интервью, ни в одном официальном источнике не приводится ни одной цифры, характеризующей прогноз увеличения поступлений в бюджет. Получается, что реформирование сферы деятельности, оказывающей влияние на доходную часть бюджета страны, проводится без экономического обоснования.
В данной статье мы попробуем исправить ошибку чиновников и посчитать экономический эффект, который может дать новый порядок оценки имущества бюджету.
Чтобы не углубляться в тонкости профессиональной деятельности оценщиков, рассмотрим только один сегмент налогообложения, наиболее чувствительный для населения страны - операции с недвижимостью. Для начала сформируем основные направления, влияющие на отчисления в бюджет. Таких направлений можно отметить два:
1. Величина налогов, уплачиваемых в бюджет плательщиками налогов-физлицами при операциях с недвижимым имуществом.
2. Величина налогов, уплачиваемых в бюджет и другие фонды физическими лицами в качестве отчислений с заработной платы и иных доходов.
Итак, первый аспект.
Согласно нормам действующего законодательства, до 1 ноября 2013 г. для проведения любой сделки с недвижимостью определялась «рыночная» стоимость такого имущества. Исключение составляли сделки купли-продажи, когда цена продажи, указанная в договоре купли - продажи, превышала величину «рыночной» стоимости. В таких случаях базой налогообложения являлась цена, указанная в договоре купли-продажи.
С 1 ноября в качестве минимальной величины базы налогообложения стал использоваться другой вид стоимости, а именно «оценочная» стоимость имущества. Что это такое - не знает никто. Лишь глава ФГИУ Александр Рябченко пояснил, что «оценочная» стоимость на 10-15% ниже «рыночной".
Следовательно, база налогообложения уменьшается на 10-15%, что сказывается и на сумме отчислений в бюджет.
Давно известно, что только «рыночная» стоимость отражает реальный доход, который можно получить при отчуждении имущества. Использование любого другого вида стоимости обязательно ведет к финансовым потерям собственника имущества либо приобретателя такого имущества, либо государства, как получателя налогов.
В качестве примера, можно напомнить историю «Криворожстали». Специфика оценки данного предприятия на первом этапе приватизации особого резонанса не получила. Поэтому немногие знают, что при приватизации данного комплекса не определялась его «рыночная» стоимость, а была проведена его «стандартизованная» оценка(«Порядок определения начальной стоимости пакетов акций», приказ ФГИУ №105 от 23 января 2004 г.).
По своему экономическому смыслу «стандартизированная» - предшественница «оценочной» стоимости.
Из приведенного можно предположить, что чиновники ФГИУ либо не в состоянии делать выводы даже из собственных ошибок, что ставит под сомнение профессионализм работников данного органа власти, либо совершенно сознательно внедряют такую систему расчетов базы налогообложения, которая приведет к снижению поступлений налогов в бюджет государства.
И второй аспект.
Как известно, каждый работающий человек оплачивает налоги и не только, исходя из размеров зарплаты. К зарплате привязаны выплаты в социальные фонды, включая Пенсионный фонд. Если человек теряет работу, он автоматически прекращает и соответствующие выплаты. Очевидно, что чем больше людей в стране обеспечены работой, тем больше средств перечисляются в бюджет и внебюджетные фонды.
До 1 ноября 2013 г. в сфере оказания услуг по оценке были заняты свыше 15 тыс. человек. После 1 ноября большинство из этих 15 тыс. человек остались без работы. Очевидно, что и здесь мы наблюдаем минус для бюджета.
Получается, что по обоим основным направлениям мы имеем сплошные минусы. На фоне проекта госбюджета-2014 с дефицитом более 60 млрд грн, решения, ведущие к снижению неустойчивой доходной части, выглядят, если не глупостью, то, как минимум, «экономической диверсией».
Единственно возможный вариант, при котором подобное новшество имеет смысл и может быть обосновано, если речь идет о личных бюджетах чиновников.
Вячеслав Незваный, Открытый клуб независимых оценщиков, специально для РБК-Украина