Обсуждение налоговой реформы в Украине велось с лета 2014 г., а в сентябре часть из этих идей трансформировалась в правительственный законопроект №5079.
Директор департамента налогового планирования юридической фирмы ICF
Наталья Ульянова
Обсуждение налоговой реформы в Украине велось с лета 2014 г., а в сентябре часть из этих идей трансформировалась в правительственный законопроект №5079. Но его, невзирая на активный лоббизм со стороны премьер-министра, парламентарии рассматривать отказались, назвав документ недоработанным и направленным на усиление налоговой нагрузки. В итоге, на фоне выборов и формирования нового Кабинета министров, реформа отошла на второй план. Однако правительство не отказалось от идеи войти в 2015 г. с новой налоговой системой, очередную концепцию реформирования которой подготовил Минфин, и выстроить на ней бюджет.
После долгих прений в зале парламента, в ночь с 28 на 29 декабря депутаты все-таки проголосовали за пакет изменений в Налоговый кодекс. И хотя в принятый законопроект под № 1578 вошли далеко не все нормы, которые обсуждались за последний месяц, и бизнес, и украинских граждан уже с 2015 г. ждут достаточно серьезные изменения.
Сократить или добавить?
Депутаты все-таки согласились с тем, что количество налогов будет сокращено с 22 до 9. Но, вопрос в том, будет ли это сокращение реальным или окажется по большей части слиянием налогов. Например, проект, за который голосовал парламент, предусматривал, что рентная плата будет включать в себя 5 сборов. Целевую надбавку к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию попросту заменят акцизом на электроэнергию. А сбор за регистрацию транспортного средства должен был превратиться в акцизный налог. Более того, появится еще и акциз с реализации через розницу алкогольных напитков, табачных изделий по ставке до 5%.
Ликвидируются сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, за места для парковки и туристический сбор, акцизы на операции с ценными бумагами и деривативами, которые на наполнение бюджета особо не влияли.
Кроме того, премьер пообещал, что на проверки малого и среднего бизнеса будет введен двухлетний мораторий. В то же время, для крупного бизнеса, увы, ничего не меняется: Кабмин предупредил о сохранении "высоких ставок налогов, которые действуют и сегодня". Продлеваются все высокие ставки, которые действуют на сегодняшний день по налогообложению ренты на нефть, газ и других полезных ископаемых.
В то же время, предпринимателей готовят к вынужденному использованию кассовых аппаратов (регистраторов расчетных операций). Так, уже с июля 2015 г. РРО будут использовать предприниматели третьей группы, которые ведут торговую деятельность на рынках и с передвижных точек. Вторая группа СПД перейдет на применение кассовых аппаратов с 1 января 2016 г. Однако удастся ли фискальным органам обеспечить должный контроль использования РРО и реализовать техническую сторону этого нововведения - большой вопрос. По крайней мере, проблемы, с которыми столкнулся украинский бизнес в 2014 г. после перехода на онлайн-формирование кассовых чеков, это еще раз подтвердили.
Наконец-то парламент решил дальнейшую судьбу НДС. Пусть и отчасти. Так, систему электронного администрирования и так называемых "спецсчетов" будут внедрять не с 1 января, а с 1 февраля. И то, пока в тестовом режиме, вплоть до 1 июля 2015 г. Шаг разумный, но главное, чтобы за отведенных 5 месяцев правительство и Государственная фискальная служба решили проблемы, препятствующие реформированию НДС. Как с автоматическим возмещением, так и возвратом накопленных до 2015 г. сумм налогового кредита и учетом налоговых накладных.
Также депутаты решили ликвидировать возврат НДС для агропроизводителей и зернотрейдеров, что уже вызвало недовольство представителей агробизнеса. И хотя в качестве компенсации парламент решил оставить для сельхозпроизводителей специальный режим налогообложения, от этого утешения мало. Размер фиксированного налога с 2015 года увеличится в 16 раз (в связи с применением новых коэффициентов индексации). Вырастет в 10 раз и земельный налог. Поэтому, давление на АПК, так или иначе, увеличится, что вряд ли целесообразно, учитывая и без того плачевное состояние украинского бизнеса.
Планируется усилить контроль трансфертного ценообразования. Отныне предусмотрено проведение связанных сделок на таких условиях, как и сделок между независимыми партнерами. Помимо этого к контролируемым будут относиться операции, объем которых составляет более 1 млн грн или 3% оборота. Но в данном случае применение новых норм выглядит как очередная "страшилка", поскольку базовый закон "О трансфертном ценообразовании", принятый Верховной Радой летом 2013 г., не заработал до сих пор.
Открывайте карты, господа!
Впрочем, физических лиц депутаты тоже не обделили своим вниманием. Во-первых, для пассивных доходов ввели новую ставку. Проценты, роялти, инвестиционные доходы (в том числе инвестиционных фондов) будут облагаться по 20%. Для дивидендов ставка составит от 5% до 20%. Но в нынешних экономических условиях повышение отчислений приведет лишь к еще большему оттоку средств из экономики.
Во-вторых, увеличена нагрузка на владельцев недвижимости. Правда, изначально планировалось, что льгота по уплате налога на недвижимое имущество будет полностью ликвидирована (она составляла необлагаемые 120 кв.м. для квартир и 150 кв.м. - для частных домов). Но в итоге, депутаты сократили эту площадь до 60 и 120 кв.м. соответственно. Однако под налог попала коммерческая недвижимость (в том числе - нежилая). Кроме торговых точек и МАФов, которые являются собственностью предпринимателей.
В-третьих, появится новый налог для владельцев авто высокого класса, объем двигателей которых составляет свыше 3 литров, а возраст - до 5 лет. Сумма налога составит 25 тыс грн. Однако такой критерий выглядит некорректным, поскольку мощность двигателя и стоимость современных авто далеко не всегда коррелируют друг с другом. Поэтому не исключено, что под действие этого налога попадут обладатели автомобилей среднего ценового сегмента, в то время как собственники дорогостоящих транспортных средств уйдут от его уплаты.
Помимо этого, все товары, ввозимые на территорию Украины гражданами, будут облагаться сбором в размере 10%. Эта же 10%-я пошлина будет распространяться на весь импорт продуктов питания, алкоголя и табака (и это вдобавок к акцизному сбору с пива, алкоголя, табачных изделий). Кроме того, 5% пошлины будет взиматься для всех остальных импортных товаров, кроме энергоносителей, лекарственных препаратов и некоторых видов медоборудования. Так что дальнейшего роста цен на продукты и многие другие потребительские группы товаров (авто, бытовую технику, обувь и одежду) не избежать.
Зато самая нашумевшая новация - так называемая "налоговая амнистия", - все же не была поддержана. Она предусматривала, что физлица-налогоплательщики должны раскрыть фискальным органам информацию о своих денежных средствах, ценных бумагах, банковских металлах, и прочих активах (движимом и недвижимом имуществе, паях в капитале юридических лиц и т.д.). Впоследствии все траты, которые превышали сумму задекларированных активов, облагались бы налогом в размере 30% (с разницы).
Шоу продолжается
Надеяться на то, что утвержденные Верховной Радой элементы налоговой реформы получат вето Президента, не приходится. Хотя бы потому, что многие из принятых норм легли в основу государственного бюджета на 2015 г., который был поддержан депутатами вслед за изменениями в Налоговый кодекс. Правда, парламентарии пообещали вернуться к дискуссионным вопросам (в отношении НДС, налогообложения доходов физлиц и т.д.) в начале 2015 г. Но нет никаких гарантий, что очередная порция новаций будет более лояльной к бизнесу и гражданам. Особенно учитывая настрой Кабмина "продавить" изменения в Налоговый кодекс в обход позиции ГФС и даже профильного комитета. Так что, остается лишь гадать, за какую порцию правительственных новаций народные избранники вновь подымут руки.