Подрыв основ реформы градостроительного законодательства

Автор: RBC.UA
Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного регулирования градостроительной деятельности» (№2570а от 10 июля с.г., автор - нардеп от Партии регионов Владимир Вечерко) подрывает сами основы реформы градостроительного законодательства, заложенные два года назад законом «О регулировании градостроительной деятельности».

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного регулирования градостроительной деятельности» (№2570а от 10 июля с.г., автор - нардеп от Партии регионов Владимир Вечерко) подрывает сами основы реформы градостроительного законодательства, заложенные два года назад законом «О регулировании градостроительной деятельности».

Новый законопроект направлен, в основном, на ужесточение ответственности за нарушение градостроительного законодательства в части реконструкции и капитального ремонта жилых объектов, включая квартиры и нежилые помещения в многоквартирных домах. Кроме того, проект закона подрывает сами основы реформы градостроительного законодательства, поскольку предполагает отмену такого документа, как декларация о начале выполнения строительных работ. В случае принятия документа, будет использоваться уведомление о начале работ для объектов 1-2 категории (т.е., простейших объектов - дачные, садовые и индивидуальные дома), а начиная с 3 категории необходимо будет разрешение на выполнение строительных работ и «полноценная» процедура ввода в эксплуатацию с составлением акта и выдачей сертификата.

Поскольку именно под 3 категорию раньше некоторые застройщики маскировали объекты 4-5 категорий, речь идет не об упрощении законодательства, а, наоборот, об усилении надзорных функций органов ГАСК (если рассматривать в комплексе с усилением ответственности).

Помимо указанного, законопроект предполагает, что в случае внесения изменений в проект или смены заказчика или подрядчика, изменения в разрешение вносятся не в уведомительном порядке, а в разрешительном - таком же, который установлен для выдачи разрешений.

Также наблюдается перераспределение полномочий в пользу Минрегионстроя. Согласно законопроекту, именно он, а не Кабмин, будет устанавливать порядок и критерии отнесения объектов к различным категориям. Расширяются и полномочия инспекций ГАСК по обследованию объектов, контролю проведения техинвентаризации.

Упрощается запрет эксплуатации не введенных в эксплуатацию объектов. Сейчас для этого нужно решение начальника или замначальника инспекции, а, в случае принятия закона, это смогут делать инспектора.

Максим Копейчиков, адвокат, партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры», специально для РБК-Украина