Пессимизма значительно больше. Реакция европейского бизнеса на налоговую реформу Яценюка
В январе текущего года Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) опросила 75 финансовых директоров, бухгалтеров и финансистов своих компаний из сектора крупного и среднего бизнеса относительно их впечатлений от изменений в Налоговый кодекс (закон №71-VIII от 28 декабря 2014 года).
Результат опроса: 62% экспертов негативно восприняли нововведения. И лишь 14% положительно оценили сам факт намерений и попыток властей навести порядок в налоговой системе.
Вопросы, которые задавала ЕБА своим членам:
- как вы в целом оцениваете реформу;
- уменьшит ли реформа налоговую нагрузку;
- как вы относитесь к ключевым нововведениям: задекларированному уменьшению количества налогов, новым правилам расчета налога на прибыль, реформированию единого налога, НДФЛ и ЕСВ, а также налогов на коммерческую недвижимость, транспорт и т.д.
Подавляющее большинство респондентов считает, что "реформа приведет к усилению давления на легальный бизнес".
Один из опрашиваемых отметил: "Такие глобальные изменения в налоговом законодательстве, которые коснулись всех налогов, не могут приниматься за несколько дней до начала нового года. Компании оказались в ситуации, когда невозможно спрогнозировать влияние изменений в налоговой сфере на свою деятельность. Качество принятых изменений очень низкое. Иностранным инвесторам невозможно предоставить подробные ответы относительно применения многочисленных норм Налогового кодекса".
Еще один респондент отметил, что "предлагаемые меры, по сути, не являются реформами, которые должны изменить систему общественно-экономических отношений в стране, а являются только "косметическими действиями" без системных изменений".
Конкретные реакции на конкретные вопросы были следующими:
Сокращение количества налогов и сборов (с 22 до 11). 61% респондентов не считает, что это реально снизит фискальную нагрузку, ведь, фактически, произошло не уменьшение, а группировка некоторых налогов. "Главное - не количество налогов, а база налогообложения.Перегруппировка/объединение налогов не может считаться уменьшением налоговой нагрузки (...), налоговая база наоборот увеличилась, не говоря уже об увеличении налоговых ставок по отдельным позициям", - отмечают респонденты.
Новый акцизный налог с подакцизных товаров, реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли (ставка 5%). Комментарии экспертов, компаний которых касается данный налог, разнятся. 58% - оценивают его как дополнительное бремя как для "белого" бизнеса, так и для конечного потребителя. 24% воспринимают этот налог как необходимую антикризисную меру.
Реформирование единого налога и введение моратория на налоговые проверки малого бизнеса. 32% считают, что "главным фактором является не количество проверок, а возможность защитить себя в суде или в административном порядке". Негатив от этого нововведения, по мнению респондентов, заключается в том, что некоторые нормы налогового законодательства побуждают предпринимателей к дроблению бизнеса, а не к росту и укрупнению.
30% ожидают позитивных изменений от таких нововведений, но с опаской ждут результата их практического применения.
Новая прогрессивная шкала ставок НДФЛ (15%/20%) для доходов в форме оплаты труда и задекларирована возможность снижения ЕСВ (применение коэффициента 0,4). 80% опрошенных категоричны в своих взглядах - достичь задекларированной цели не удастся. Ожидания легального бизнеса по уменьшению нагрузки на заработную плату не были оправданы.
Для компаний, которые выплачивали "белые" зарплаты, выполнение критериев для применения понижающего коэффициента ЕСВ является нереалистичным. Это дискриминация легальных компаний, уверены респонденты. Для тех, кто работал "в тени", нет смысла легализовать зарплаты.
"Предприятия с нелегальными зарплатами сейчас получат льготу по ЕСВ, а те предприятия, которые и так платили большие официальные зарплаты, получили только повышение ставки по НДФЛ. На наш взгляд, должны быть какие-то преференции и для честных налогоплательщиков", - отметил один из респондентов.
Налогообложение пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти, инвестиционного дохода). По мнению компаний, введение налогообложения пассивных доходов будет стимулировать людей еще больше забирать свои вклады. Бизнес соглашается, что это нормальная мировая практика. Но есть вопрос: будет ли это актуально?
Налог на имущество (жилая/нежилая недвижимость). Комплексное восприятие таких перемен, несмотря на то, что это мировая практика, негативное. Сейчас налог воспринимается как недоработанный, социально несправедливый, который может вызвать повышенный градус недовольства населения.
Налог на недвижимость вызвал много вопросов: почему налог привязан к площади, а не к стоимости имущества, почему не учитывается количество прописанных человек, как будет происходить категоризация недвижимости и администрироваться налог и т.п.?
Транспортный налог. Налог должен быть привязан к стоимости автомобиля, а не к объему двигателя - это солидарное мнение экспертов. "Главный недостаток - ряд роскошных премиальных авто обходят это налогообложение, потому что двигатель у них - не более 3 тыс. куб. см", - отмечают эксперты-респонденты.
Налог на землю. В целом, бизнес-сообщество подтверждает необходимость такого налога, при этом существует вопрос относительно эффективного управления и целевого использования собранных средств.
Вытекает следующее резюме.
1. Ожидания влияния нововведений 2015 года на деятельность бизнеса достаточно пессимистичны.
2. Налоговая нагрузка на легальный бизнес увеличилась.
3. Ожидается облегчение администрирование налога на прибыль.
4. Появление новых налогов и существенные изменения в администрировании существующих приведут к дополнительной нагрузке на бухгалтеров, к тому же, многие нормы требуют разъяснений и доработок.
"ЕБА разработала ряд предложений для совершенствования и корректировки норм налогового законодательства, согласно экспертным мнением бизнес-сообщества. Пакет предложений и результаты опроса будут переданы министру финансов Натальи Яресько", - отметили в асоциации.